Хотя воздействие пандемии COVID-19 ослабло в большинстве стран, множественные экономические и политические кризисы препятствуют восстановлению рынка труда по всему миру. В третьем квартале 2022 года продолжительность рабочего времени была на 1,5% ниже, чем в четвертом квартале 2019 года (докризисный ориентир), что эквивалентно дефициту 40 миллионов рабочих мест с полной занятостью.
Восстановление мирового рынка труда затруднено из-за кризисов
Экономические и политические кризисы, вероятно, приведут к дальнейшему увеличению неравенства на рынке труда из-за непропорционального воздействия на определенные группы работников и компании, способствуя растущему расхождению между развитыми и развивающимися экономиками. Последние медленнее восстанавливаются после пандемии COVID-19 и теперь обладают меньшими возможностями принятия мер поддержки сильно пострадавших рабочих и предприятий во время последних кризисов.
Восстановление в отработанных часах остается неравномерным и в настоящий момент ему угрожает замедление
Обнадеживающее восстановление количества отработанных часов в начале 2022 года не продолжилось, хотя по-прежнему наблюдаются значительные различия между регионами и группами с разным уровнем доходов. Оценки показывают, что в третьем квартале 2022 года продолжительность рабочего времени была на 1,5% ниже, чем в четвертом квартале 2019 года (докризисный ориентир), что эквивалентно дефициту 40 миллионов рабочих мест с полной занятостью. Кроме того, прогресс в сужении гендерного разрыва в количестве отработанных часов находится под угрозой из-за замедления восстановления.
Дивергенция в сфере занятости сохраняется
В первой половине 2022 года уровень занятости вернулся к докризисному значению или превысил его в большинстве стран с наиболее развитой экономикой, в то время как в большинстве стран со средним уровнем дохода, по которым имеются данные, дефицит рабочих мест сохраняется по сравнению с докризисной ситуацией. Имеющиеся данные показывают, что рынок высококвалифицированной рабочей силы (управляющие, специалисты, техники и младшие специалисты) ко второму кварталу 2022 г. восстановился более ощутимо по сравнению с рынком низко- и среднеквалифицированной рабочей силы (включая занятых в сфере услуг и продавцов), где занятость остается ниже уровня того же квартала 2019 г.
Рост нестандартной занятости опережает стандартную
Наблюдающийся в развивающихся странах рост числа нестандартных рабочих мест в 2021 году полностью компенсировал потери, понесенные в 2020 году, тогда как стандартная занятость - нет. Ожидается, что в 2022 году число нестандартных рабочих мест будет расти теми же темпами, что и стандартная занятость, что ставит под угрозу медленную, но последовательную тенденцию к формализации, наблюдаемую в течение предыдущих 15 лет.
Перспективы рынка труда остаются крайне неопределенными
Прогноз развития рынка труда в настоящее время весьма не определен. Растут риски ухудшения, связанные в том числе с высокой инфляцией, ужесточением денежно-кредитной политики, увеличением долгового бремени и снижением потребительского доверия. Хотя обычно существует временной лаг между замедлением экономического роста или рецессией и сокращением рабочих мест и ростом безработицы, доступные данные свидетельствуют о том, что резкое замедление рынка труда уже идет. При сохранении текущих тенденций на мировом рынке труда темп роста занятости значительно упадет в четвертом квартале 2022 года.
Развитие событий в Украине
Военные действия в Украине оказали разрушающее воздействие на украинский рынок труда. По оценкам МОТ, в 2022 г. занятость в Украине будет на 15,5% (или на 2,4 млн рабочих мест) ниже, чем в предыдущем году. Меры по стабилизации рынка труда, в том числе направленные на поддержание экономической деятельности, помощь в передислокации предприятий, улучшение услуг по трудоустройству для вынужденно перемещенных людей и материальная помощь осуществляются, но не в достаточном объеме.
Влияние кризиса на страны, соседствующие с Украиной и Россией, должно быть тщательно оценено, поскольку он может поставить под угрозу и политическую стабильность, и стабильность рынка труда, особенно если конфликт затянется. Побочные эффекты за пределами региона, особенно за счет растущей волатильности цен и роста цен на продукты питания и энергоносители, оказали значительное влияние на рынки труда в странах глобального Юга, что ведет к усилению отсутствия продовольственной безопасности и бедности.
Для преодоления многочисленных кризисов необходима комплексная, интегрированная и сбалансированная политика
Умножение кризисов повышает риск еще одного значительного спада на мировом рынке труда, что требует комплексной, интегрированной и сбалансированной политики не только для борьбы инфляции в отдельности, но в целях смягчения ее последствий для занятости, предприятий и бедности. Чрезмерное ужесточение экономической политики приводит к неоправданному сокращению рабочих мест и доходов как в развитых, так и в развивающихся странах.
Набор инструментов политики для борьбы с множественными кризисами необходимо расширить посредством социального диалога. Этот набор будет включать: (а) вмешательство в установление цен общественных благ; (b) перераспределение непредвиденных прибылей (сверхдоходов); (c) предоставление гарантированного дохода за счет социальной защиты; (d) увеличение поддержки доходов с целью поддерживать покупательную способность трудового дохода; а также (e) адресная поддержка наиболее уязвимых слоев населения и предприятий.
Необходимо поддержать украинский рынок труда и те рынки, которые испытывают негативное воздействие от продолжающегося конфликта, оказывать постоянное внимание на предоставление достойной работы и социальной защиты, в том числе в продолжающемся обсуждении реконструкции на Украине. Меры по интеграции украинских беженцев на рынках труда для также нуждаются в усилении.
Для того чтобы на глобальном уровне реагировать на многочисленные экономические и географические кризисы, внутренняя солидарность и координация очень важны, и согласованность политики является ключевым фактором, что также отражает основные цели Глобального ускорителя ООН по созданию рабочих мест, обеспечению всеобщей социальной поддержки и перехода к безуглеродному будущему.